Чемоданные настроения

В апреле 2010 года выпуск чемоданов, сумок и других дорожных емкостей увеличился до 1034 тыс. штук. За четыре месяца 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009‑го производство этой продукции возросло на 43,4%, до 2,1 млн. штук. Основная причина здесь — преддверие летнего отпускного сезона. Заметим, что к летним каникулам готовятся и производили атласов и карт, выпуск которых в апреле по сравнению с мартом увеличился еще существенней — на 57,8%, до 2,9 млн. штук.

Производство чемоданов и сумок растет уже давно. Например, в 2009 году таких изделий было выпущено на 28% больше, чем годом ранее. А именно: чемоданов — 64,1 тыс., сумок — 6 млн., портфелей — 375 тыс., папок — 2,2 млн. Высокий спрос на эту продукцию стимулирует в том числе развитие розничных продаж. Именно поэтому в России постоянно увеличивается доля бутиков и «сумочных отделов» в торговых центрах. И это неудивительно, ведь для современного человека сумка — незаменимый аксессуар.

Сумки в России производят в разных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Туле, Белгороде. Наиболее крупные участники рынка — московские компании «Медведково» и GRIZZLY, пензенский «Пекоф», петербургские «Питербэг», UFO, «Бумеранг» и GRIFFON и другие.

Эксперты отмечают, что большинство отечественных производителей работает в ценовом сегменте до 1500 руб. Известные торговые марки, такие как Prada, Louis Vuitton и Dior, естественно, занимают высокий ценовой сегмент. Ориентируясь на низкий и средний уровень цен, отечественные производители могут конкурировать лишь с китайскими. Количество их сумок и чемоданов приближается к 90% всех изделий, тогда как еще пять лет назад 60% рынка занимали российские производители. Изменить сложившуюся ситуацию пока невозможно. По словам генерального директора компании GRIZZLY Сергея Амбаряна, всю фурнитуру и ткани, из которых делают сумки и чемоданы, завозят из Китая. В России эти материалы не выпускают.

Тем не менее у отечественных производителей есть некоторые преимущества. Иностранцы затрачивают много времени на создание и транспортировку коллекции. Российский же производитель новую коллекцию создает раз в сезон, ориентируясь на потребности покупателей. Еще одно преимущество отечественного предприятия перед иностранным — оно может оперативно выпустить дополнительную партию востребованной продукции.

Российские производители все активнее ищут способы снижения себестоимости товара. Шить сумки в Москве и других крупных городах очень дорого, поэтому многие фирмы создают предприятия в регионах.

Однако, по мнению экспертов, по-настоящему крупных производителей сумок в стране просто нет. Среди множества фирм, занимающихся пошивом этих важных аксессуаров, наберется не больше десятка, которые производят свыше 50 тыс. изделий в месяц.

Для сравнения: объемы производства китайских фирм превышают 100 тыс. сумок ежемесячно. Есть предприятия, которые шьют до миллиона изделий. И все это реализуется по низким ценам. Нашим мелким и средним фирмам конкурировать с китайскими практически невозможно. К тому же отечественные производители не желают вкладывать деньги в раскрутку собственных брендов, отсюда и отсутствие на рынке ярко выраженных лидеров.

Анна Тихомирова

Журнал «Прямые инвестиции» № 06 (98) 2010 г.